| Вернуться на исходную страницу

Новости

15 февраля 2021 г.
День рождения Российской академии музыки имени Гнесиных

Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», – одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры дата 15 февраля отмечается как традиционный праздник гнесинцев – всех воспитанников учебного заведения уже многих поколений.

Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И. Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).

Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи.

Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, Е.А. Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 году школа стала государственной.

Всего за годы существования вуз окончили более 12 тысяч специалистов. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров.

Среди них – самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З.Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.КобзонН.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие.

Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии – это Московский камерный хор под управлением В.Минина, фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского, камерный оркестр «Российская камерата», капелла мальчиков под управлением В.Судакова и другие.

В последние годы академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастер-классами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран


13 февраля 2021 г.
Федор Шаляпин русский оперный и камерный певец-бас

Федор Иванович Шаляпин родился (1) 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных.

Работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С юношеских лет увлекался театром. В 1890 году Федор стал хористом оперной труппы в Уфе, с 1891 года с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-1893 годах он занимался у оперного певца Д.А. Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную сценическую деятельность.

В сезон 1893-1894 годов Шаляпин исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Мельника («Русалка» Даргомыжского) и многие другие. В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий.

В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым.

За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба) и др.

Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. С 1899 года он пел в Большом и одновременно в Мариинском театрах, а также в провинциальных городах. В 1901 году с триумфом выступал в Италии (в театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принесшие певцу мировую славу.

Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-1909, 1913, Париж), как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. Особая дружбы связывала Федора Ивановича с Максимом Горьким.

После победы Октябрьской революции 1917 года Шаляпин был назначен художественным руководителем Мариинского театра, но в 1922 году, уехав за границу на гастроли, он не вернулся в Советский Союз и остался жить в Париже.

Глубокий интерпретатор романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Шумана, Шуберта - он был также проникновенным исполнителем русских народных песен. Многогранная художественная одаренность Шаляпина проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Он обладал также литературным даром.

Скончался Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года в Париже, был похоронен на парижском кладбище Батиньол, а в 1984 году его прах перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


03 февраля 2021 г.
Феликс Мендельсон

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy) появился на свет в Гамбурге, в семье банкира Авраама Мендельсона 3 февраля 1809 года. Музыкальные способности у него проявились с детства и были замечены матерью. Она и стала учить Феликса и его младшую сестру музыке, а затем их образованием занялся знаменитый музыкант Людвиг Бергер. Феликс учился играть на пианино и альте.

В десять лет он одержал свою первую победу на конкурсе, а в одиннадцать лет поступил в Берлинскую Певческую академию. О нем стали говорить как о чуде.

В пятнадцать он уже писал крупные музыкальные произведения: концерты, окстеты, секстеты. Летом 1826 года он написал увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в состав которой и вошёл знаменитый Свадебный марш, благодаря которому имя Мендельсона известно практически каждому.

11 мая 1829 года Феликс Мендельсон дирижировал первым исполнением произведения Иоганна Баха «Страсти по Матфею». Это исполнение дало импульс к возрождению музыки Баха в 19 веке и прославило Мендельсона на весь мир.

В 1830 году он совершил путешествие по всей Европе, провел зиму в Риме, продолжая писать. В 1835 году его пригласили в Лейпциг на место музыкального директора. В сентябре того же года он женился. В браке родилось пятеро детей.

Также Мендельсон занимался организацией музыкальных фестивалей во многих городах Германии. Все это время он продолжает писать музыку: «Шотландская симфония», концерт для скрипки и другие произведения.

Летом 1847 года Феликс узнал о смерти своей сестры Фанни, которая была для него вторым «я». Это известие сломало его. Последнее большое произведение композитора — «Реквием для Фанни» — отмечено глубокими душевными переживаниями.


02 февраля 2021 г.
Михаил Гнесин

Михаил Фабианович Гнесин родился (21 января2 февраля 1883 года в семье ростовского казенного раввина. Вся семья была весьма музыкальной – три старших сестры Михаила основали в 1895 году в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных.

Михаил окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году по классам композиции Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1908 года руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в 1914 – 1921 годах организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию.

В 1914 и 1922 году ездил в Эрец-Исраэль, где познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на музыкальное творчество Гнесина, ставшего одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России. Среди его творений на эту тему опера-поэма «Юность Авраама» (1923), сюита из музыки к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» – «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1926), вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916), «Страницы из Песни Песней» (1919) и многие другие.

С 1923 года работал в Москве, преподавал в музыкальной школе. Профессор композиции Московской в 1925-1935 годах и Ленинградской консерватории (1936-1944). Среди его учеников наиболее известны: Б.Л. Клознер, Т.Н. ХренниковА.И. Хачатурян, А.С. Леман, Г.А. Мушель.

С середины 1920-х Гнесин предпринимает усилия для того, чтобы встроиться в советскую официальную музыкальную культуру: он сочиняет симфонию-монумент «1905-1917», пишет кантату «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (1943). Для сочинений позднего периода характерно углубление философских мотивов.

Михаил Гнесин – автор около 50 романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам, обработок народных мелодий. Его перу принадлежит «Начальный курс практической композиции», книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове», ряд статей.


31 января 2021 г.
Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert) родился 31 января 1797 года в Вене и был четвертым сыном в семье школьного учителя, любившего музыку. Еще мальчиком он пел в Венской придворной капелле, затем помогал отцу в школе.

К девятнадцати годам Франц написал уже более 250 песен, несколько симфоний и других музыкальных произведений. Но широкое признание пришло к нему в 1820-х годах. В 1828 году состоялся его концерт, на котором он сам и другие музыканты исполняли его произведения. Это было за несколько месяцев до смерти композитора.

Несмотря на короткую жизнь, Шуберт сочинил 9 симфоний, сонаты, писал камерную музыку. Но особое место в его творчестве занимают песни, которых он написал более 600. Он обогатил существующие песни, написал новые на стихи таких выдающихся поэтов как ГётеШиллерШекспирСкотт и других. Именно песни прославили Шуберта при жизни.

Но он писал еще квартеты, кантаты, мессы и оратории. И в классической музыке Шуберта ясно проявляется влияние лирической песенной темы. Его лучшими классическими произведениями считаются «Неоконченная симфония» (1822) и «Большая симфония C-dur» (1825-1828).

Очень популярна фортепианная музыка композитора: вальсы, лендлеры, галопы, экосезы, марши, полонезы. Многие произведения предназначены для домашнего исполнения.

Франц Шуберт умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен.



| Вернуться на исходную страницу