| Вернуться на исходную страницу

Новости

06 января 2021 г.
Александр Скрябин

Талантливый композитор и пианист, смелый новатор, один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 веков - Александр Скрябин создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и героическое дерзание.

Александр Николаевич Скрябин родился (25 декабря 1871 года) 6 января 1872 года в Москве, в семье дипломата. Рано потерял мать, и его взяла на воспитание тетя, давшая мальчику первые уроки музыки.

Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу. Окончив Московскую консерваторию в 1892 году, Александр начал давать концерты и преподавать. В 1898-1903 годах он был профессором Московской консерватории, затем пять лет жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке.

В 1910 году Скрябин поселился в Москве, периодически выезжая с авторскими концертами в Нидерланды и Великобританию. Игра пианиста отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок.

Но стремление к композиторской деятельности было сильнее, и Александр Николаевич начинает сочинять, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. Основная область творчества композитора - фортепианная и симфоническая музыка.

Кончался 19 век, уходил в прошлое старый уклад жизни. Ощущалось приближение перемен, социальных бурь и исторических потрясений, что нередко бывает при смене эпох. Одни ударялись в восточную мистику, другие – в символизм, третьи – в революционный романтизм, кто во что... Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же остался верен самому себе. «Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать».

А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства. Он верил в его преобразующую силу. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами.

Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей», 1909–1910) включает световую клавиатуру. Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Такое было впервые в истории музыки, хотя связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Последним произведением Скрябина стала мистерия «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра», которая по замыслу автора должна была объединить человечество. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Но замысел так и остался незавершенным.

Александр Николаевич Скрябин умер в Москве (14) 27 апреля 1915 года от общего заражения крови, которое произошло от пустякового нарыва на верхней губе… Жизнь его, жизнь гения, была коротка и ярка.


03 января 2021 г.
Джованни Перголези

Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона, Италия). Едва достигнув 13 лет, он поступил в неаполитанскую консерваторию, где учился игре на скрипке у Доменико Маттеи, по композиции у Гаэтано Греко, а когда последний умер, его заменил Франческо Дуранте.

Будучи еще учеником консерватории, Перголези в 1731 году сочинил духовную драму под названием «Святой Вильгельм Аквитанский», исполненную с успехом в монастыре Санта Агнесса Маджоре. Посредственный успех следующих сценических опусов охладил интерес Перголези к театру – он на некоторое время перестал сочинять драматическую музыку и начал писать инструментальные вещи.

В короткое время им было написано 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двуххорная Месса и Магнификат, принесшие ему всемирную славу. Но жажда славы оперного композитора снова потянула Перголези к сочинению опер, и он написал для неаполитанской сцены оперу «Служанка-госпожа», текст которой был переведен на французский язык. Этим произведением он открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил вкус французской публики на итальянскую музыку.

«Служанка-госпожа» выдержала в Париже 190 представлений. Перголези был назначен регентом капеллы Санта Мария в Лорето. Еще больший успех ему принесли комические оперы «Влюбленный монах» и «Маэстро музыки».

Вскоре Перголези перешел опять к сочинению духовной музыки. Его «Stabat Mater» и «Salve Regina» принадлежат к числу знаменитейших произведений в сфере церковной музыки.

Несмотря на творческие успехи, Перголези был нервный и болезненный; на двадцать шестом году жизни он заболел чахоткой и вынужден был уехать в Поццуоли, близ Неаполя, где и умер 17 марта 1736 года.

Его почитатели горячо сожалели о столь ранней утрате, ценя несравненный талант композитора. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквях Италии исполнялась его духовная музыка.


02 января 2021 г.
Милий Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев родился (21 декабря 1836) 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Семья перебралась в Москву, когда Милию было десять лет.

Склонный с детства к музыке, Балакирев брал уроки у Джона Фильда, а затем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев. В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе.

В 1856 году Балакирев дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. В начале 1960-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Могучая кучка». Балакирев способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 году руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х и 1860-е года были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет – «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и другие, в которых развиваются традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.

В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

Одна из центральных тем творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Был у композитора интерес и к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), к теме Востока (Кавказа).

Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.


31 декабря 2020 г.
С Новым годом!

 


29 декабря 2020 г.
Международный день виолончели

Международный день виолончели (International Cello Day) или День виолончелиста – неофициальный праздник музыкантов-виолончелистов и любителей музыки, который отмечается ежегодно 29 декабря.

Датой для этого музыкального праздника выбран день рождения выдающегося каталонского виолончелиста, дирижера, композитора и музыкально-общественного деятеля Пабло Казальса (исп. Pablo Casals, 1876-1973).

Пабло Казальс, также известный как Пау Касальс, считается одним из лучших виолончелистов всех времен и первым популяризатором виолончели как сольного инструмента. Уже к четырем годам он под руководством отца начал играть на скрипке, фортепиано и флейте. Виолончель он освоил во время учёбы в музыкальной школе Барселоны. Казальс стал всемирно известным музыкантом в начале 20-го века, когда начал гастролировать по Европе, а затем и во многих странах мира, в том числе и в России, где он выступал как солист и в ансамбле с С.Рахманиновым, А.Зилоти, А.Гольденвейзером.

Помимо концертной деятельности Казальс организовал первый в Барселоне симфонический оркестр (и дирижировал им до 1936 года), Рабочее музыкальное общество (которым руководил в 1924-1936 годах), музыкальный журнал и воскресные концерты для рабочих в Каталонии. После Гражданской войны (1936-1939) в Испании, во время которой он активно помогал республиканцам, музыкант эмигрировал из страны. С 1956 года он жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где основывал симфонический оркестр и консерваторию. А также выступил одним из организаторов фестивалей в Праде и Сан-Хуане.

 

Пабло Казальс
Пабло Казальс

Перу Казальса-композитора принадлежат оратория «Ясли», «Гимн Организации Объединенных Наций», известный также как «Гимн Мира» для оркестра, симфонические, хоровые, камерно-инструментальные и другие произведения. Наибольшую известность приобрела каталонская народная «Песня птиц» в его переложении для виолончели и его записи Баха для виолончели. Он выступал сольно, в составе ансамблей и в сопровождении оркестра.

 

Один из крупнейших исполнителей-виолончелистов 20 века Казальс не создал школы в общепринятом смысле этого слова, однако его вклад, как в исполнительскую практику, так и в мировую музыкальную культуру в целом, неоценим. Верность моральным идеалам, бескомпромиссная нравственная позиция Казальса явились образцом и ориентиром для многих в кризисные моменты истории 20 века. В знак протеста против причастности к фашизму ряда западных стран музыкант отказался от широкой концертной деятельности. Вручая в 1945 году музыканту Орден Почётного легиона, премьер-министр Франции Ж.Бидо сказал: «Вы – один из голосов мировой совести». В 1958 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира, награжден Медалью за свободу (США, 1963), Большим крестом Ордена «За заслуги» (Франция, 1971) и другими наградами. В Сан-Хуане проводится Фестиваль Казальса и расположен его музей. С 1957 года в различных странах проводятся международные конкурсы имени Казальса.

Возвращаясь же к «виновнице» сегодняшней даты, хочется напомнить, что виолончель (итал. violoncello, сокр. cello) – это струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, похожего строения, что скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Этот музыкальный инструмент известен с первой половины 16 века.

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и богатой техникой исполнения, поэтому используется и как сольный инструмент, и в то же время является обязательным участником симфонического оркестра и струнного ансамбля. Считается, что её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения. Самые известные из произведений – это шесть сюит Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса, концерты для виолончели Вивальди, Боккерини, ГайднаДворжака. Самые известные сонаты для виолончели и фортепиано были написаны БетховеномМендельсономБрамсомРахманиновымШостаковичемПрокофьевым, Пуленком и Бриттеном.

Сегодня же профессиональные музыканты могут отметить Международный день виолончели, разучив новое произведение, сыграв на этом инструменте для публики, встретиться с другими виолончелистами или дать урок другу, который давно хочет научиться играть на инструменте. Ну, а если вы просто любите звучание виолончели, переслушайте записи своего любимого музыканта, откройте для себя новых исполнителей или сходите на концерт.



| Вернуться на исходную страницу