Цитата
Посетители сайта
:: ::

Новости

 
23 декабря 2020 г.
Владимир Немирович-Данченко советский режиссер, театральный деятель и педагог, писатель, драматург

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился (11) 23 декабря 1858 года в городе Озургети Кутаисской губернии, в русско-грузинско-армянской семье. С детства он мечтал о сцене, а в 19 лет начал успешно выступать в любительском театре. Однако продолжать актерскую карьеру не стал. Он покинул сцену для того, чтобы вернуться в зал критиком и постановщиком, ибо уже в юности обладал собственным представлением о театре и театральной жизни.

В 1870-х он начал выступать в качестве театрального критика. Владимир Иванович знал и понимал современное ему театральное искусство, и это привело его к мысли о необходимости коренной реформы театра. Он не мог мириться с существующим разрывом между запросами жизни и театром, несмотря на наличие в нем актеров огромного таланта и мастерства. Он предложил Станиславскому, уже известному режиссеру, объединить усилия для создания новой программы театрального творчества. Так родился Художественный театр, и сюда теперь направилась его воля зрелого художника.

Художественный театр был его мечтой, жизненной миссией, призванием. Здесь, в кругу Станиславского, ЧеховаГорького, других передовых художников и писателей, он впервые получил реальную возможность осуществления своих идеалов. Он заложил в этом театре крепчайшие основы, а под крылом театра выросла и творчески реализовалась целая плеяда великолепных актеров.

Основная черта дарования Немировича-Данченко – умение охватить театр в целом. Он не воспринимал театр вне связи с обществом, для него не существовало мелких деталей в театральной жизни. Именно ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки».

Язык образов, на котором Немирович-Данченко общался с актерами, был необычайно богат и полон ярких сравнений, направленных на пробуждение в актере необходимых ассоциаций. Этот язык расширял и углублял актерское знание жизни, позволяя находить яркие и простые сценические приемы, которые позволяли передать саму жизнь. Он не учил актеров и ни к чему их не принуждал. Его актеры на сцене просто жили – жили сильно, ярко и красиво.

25 апреля 1943 года, на 85-м году жизни, Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался в Москве от сердечного приступа. Многие из его планов и замыслов так и остались нереализованными


 
22 декабря 2020 г.
Джакомо Пуччини

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini) родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка, в музыкальной семье. Когда мальчику исполнилось пять лет, умер отец и воспитанием Джакомо занялся дядя Фортунато Маджи, отличавшийся суровым нравом.

Выучившись музыке, Пуччини играет в церкви на органе. Услышав в Пизе оперу «Аида», музыкант тоже решает посвятить свою жизнь сочинению опер. Он поступил в консерваторию Милана и в 1882 представил свое первое творение на конкурс. Это была одноактная опера «Виллисы», а затем - «Эдгар».

Но заметный успех к композитору пришел лишь через десять лет. Это была опера «Манон Леско», написанная под влиянием Рихарда Вагнера и с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Всеобщее признание встретила постановка «Богемы» в 1896 году. Эта опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала.

Среди более поздних опер композитора наибольшим успехом с момента премьеры пользовалась «Тоска», написанная в 1900 году. Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом.

Через четыре года после этого появилась опера «Мадам Баттерфляй», но на премьере публика приняла ее очень прохладно, и Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. Премьера обновленной «Мадам Баттерфляй» была триумфальной. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену.

Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Джакомо Пуччини умер в брюссельской клинике 29 ноября 1924 года из-за последствий операции горла. Последний акт его последней оперы «Турандот» остался незавершенным.


 
16 декабря 2020 г.
Родион Константинович Щедрин

 родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу. Но в связи с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Куйбышев.

В 1944 году в Москве открылось хоровое училище, где отец Щедрина по возвращению семьи в город начал преподавать. Туда же в качестве воспитанника был зачислен и Родион. В 1947 году на конкурсе композиторских работ среди учеников жюри, возглавляемое А.Хачатуряном, присудило Щедрину первую премию, а уже на четвертом курсе он был принят в Союз композиторов. После окончания училища в 1950 году он поступил в Московскую консерваторию, а затем продолжил обучение в аспирантуре до 1959 года.

Щедрин очень рано завоевал известность и популярность. К началу 1960-х годов он уже имел в своем творческом активе балет «Конек-Горбунок», оперу «Не только любовь», фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию, а также ряд произведений, музыкальную основу которых составил фольклорный материал — русские частушки, в том числе концерт «Озорные частушки».

В последующие годы Щедрин создал Вторую симфонию, ораторию «Ленин в сердце народном», Второй фортепианный концерт, который стал классикой, изучаемой в истории музыки, и самое исполняемое свое сочинение — балет «Кармен-сюита». Параллельно с написанием произведений он выступал как пианист, а также преподавал в Московской консерватории (1964–1969).

Творчество Родиона Константиновича 1970-80-х годов было отмечено присущей ему постоянной художественной изобретательностью. В этот период он написал известные балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», оперу «Мертвые души», создал ряд прекрасных хоровых и фортепьянных сочинений — «Строфы "Евгения Онегина"», «Казнь Пугачева» и другие, и такие грандиозные произведения, как «Музыкальное приношение», «Эхо-соната», «Стихира на тысячелетие крещения Руси», «Запечатленный ангел»…

С конца 1980-х годов Щедрин стал получать все больше творческих предложений из-за границы, отвечая на них созданием сочинений на любимую русскую тематику. В Японии был поставлен его мюзикл «Нина и 12 месяцев» (1988) и исполнены «Хороводы» (1989), к 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989), сочинены камерные пьесы для Финляндии и Парижа.

В 1991 году композитор переехал жить в Германию, но сохранил российское гражданство. Укрепляя связи с западными издательствами и исполнителями, он продолжал много сочинять. В 1990-е годы им были написаны — опера «Лолита», несколько значительных концертов, посвященных М.Ростроповичу, М.Венгерову, Ю.Башмету, О.Мустонену и другие произведения. В новом тысячелетии состоялись мировые премьеры его новых работ, в числе которых — Третья симфония, «Диалоги с Шостаковичем», оперы «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Старинные мелодии русских народных песен» и другие.

За свою творческую жизнь Щедрин написал огромное количество музыкальных произведений в самых разных жанрах. Он автор оперной, балетной, симфонической музыки, хоровых, камерных, фортепианных сочинений, а также музыки к фильмам. Причем в своих сочинениях композитор нередко обращался к творчеству русских классиков — А.Чехова, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Гоголя и других, а также к различным жанрам русского фольклора. Он не раз выступал как автор либретто ко многим своим сочинениям.

Также Родион Константинович известен и как активный общественный деятель. В 1973-1990 годах он возглавлял Союз композиторов России, участвовал в реабилитации на родине высланных из страны М.Ростроповича и Г.Вишневской, в 1989 году избирался в Верховный совет СССР, где входил в Межрегиональную группу народных депутатов «За перестройку». Он участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов, автор десятков статей и книги «Монологи разных лет».

Щедрин — Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и России, премии им.Шостаковича, премии Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос), премии Грэмми, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Он Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, Почетный член Общества Ф.Листа (США), Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, Почетный профессор Московской и Петербургской консерваторий…

Супругой Щедрина была известная балерина Майя Плисецкая. Главные партии в ряде своих балетов он написал именно для неё.

Признанный классик отечественной и мировой музыки композитор Родион Константинович Щедрин и сегодня полон энергии и творческих планов. Он много работает и живет в трех государствах — в Германии, Литве и России


 
16 декабря 2020 г.
Людвиг Ван Бетховен

) родился 16 декабря (по другим данным — 17 декабря) 1770 года в городе Бонн, в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Нефе. Уже в 12 лет Людвиг получил первую работу музыкальной направленности — помощника органиста при дворе.

Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.

Слушая университетские лекции, он познакомился в Бонне с Гайдном. Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру (Гайдн считал, что музыка Бетховена была мрачной и странной).

Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.

В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца 18 века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.

Скончался великий композитор и музыкант Людвиг Ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.


 
13 декабря 2020 г.

Карло Гоцци (итал. Carlo Gozzi) родился 13 декабря 1720 года в Венеции, в семье знатного, но обедневшего дворянина. Получил домашнее образование. В возрасте 16 лет отправился на воинскую службу в Далмацию, три года спустя вернулся на родину.

Написал несколько сатирических произведений (стихи и памфлеты), обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Своими пьесами-сказками Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе. Аристократ и консерватор по натуре, он выступал против любых литературных новаций.

Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им «фьябами». В основу их сюжетов легли детские сказки; сами пьесы отличаются необычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых персонажей-масок – Панталоне, Труффальдино и др.

Поставленная с оглушительным успехом 25 января 1761 года «Любовь к трем апельсинам» легла впоследствии в основу оперы Сергея Прокофьева (1921). Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб, в т.ч. «Ворон» (1761), «Турандот» (1762) и «Зеленая птичка» (1765). Шиллеровская обработка «Турандот» позднее легла в основу оперы Джакомо Пуччини.

Эти пьесы, отмеченные воображением и драматургическим талантом автора, все же в значительной степени обязаны своим эффектом игре актеров.

Впоследствии Гоцци писал комедии в духе испанской «комедии плаща и шпаги». Около 1780 года начал работу над мемуарами, озаглавленными им самим «Бесполезные воспоминания» (1797). Это произведение воссоздает яркую картину венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци.

Умер Карло Гоцци 4 апреля 1806 года в Венеции.


Введите заголовок
Курс валют
  Источник курса: kursvaliut.ru
Местное время
Социальные сети

Вам нравится наш сайт?